Компенсаторы плавучести ZEAGLE - мифы и реальность.

 
Фирма Zeagle (США) относительно недавно появилась на мировом водолазном рынке. До вхождения в новый для себя рынок, Zeagle производила снаряжение для парашютного спорта. Компания имеет уникальные перспективы, чтобы занять одно из лидирующих мест среди производителей оборудования для подводного плавания. Поводом для такого оптимизма служит огромный опыт, накопленный сотрудниками фирмы в создании надежного парашютного снаряжения, использование передовых технологий и современных материалов. Все это позволяет компании Zeagle стать в один ряд с ведущими фирмами, выпускающими такую важную часть снаряжения, как компенсатор плавучести, и удерживать свои позиции в этой области.  
Каким образом доказать превосходство компенсаторов плавучести Zeagle над его многочисленными аналогами?  
Чтобы объективно судить о достоинствах и недостатках любой части водолазного снаряжения, необходимо провести его сравнительную оценку, причем результаты анализа должны быть получены от независимых источников.  
Так, например, в результате испытаний на соответствие стандартам ВМС США, проводимых в 1997 году, были рекомендованы пять компенсаторов плавучести. Причем все отобранные модели были компенсаторами со спинной камерой плавучести (back-buoyancy) и среди них - модель Ranger, производства Zeagle (рис. 1).  
 
0x01 graphic
 
 
Для того, чтобы подробно рассмотреть причины столь высокой оценки выпускаемого фирмой Zeagle подводного снаряжения, необходимо выяснить обстоятельства, которые вызвали создание и развитие компенсаторов со спинной камерой плавучести. Следует сказать, что за компенсаторами с этим типом камер также закрепилось название «подводное крыло» (dive wing). Ведь профиль камеры плавучести компенсатора действительно напоминает по форме крыло.  
Спинная камера плавучести, нравится это или нет, стала наиболее важным элементом в конструкции компенсатора любого типа. Даже в таких популярных моделях компенсаторов, как “регулируемый“ жилет (adjustable jacket), проявляется тенденция к постепенному смещению боковых участков воздушной камеры на спинную область подвесной системы. Преимущества такого размещения воздушной камеры очевидны:  
- обеспечивается наиболее оптимальное положение (приближающееся к горизонтальному) для подводного плавания, при котором голова пловца находится немного выше, чем его ноги;  
- остойчивость при горизонтальном положении пловца (способность человека сохранять положение равновесия и легко возвращаться к нему после отклонения в любую сторону) лучше, чем у других моделей. Это достигается за счет того, что центр величины (точка приложения силы плавучести) всей системы (водолаз+снаряжение) находится значительно выше ее центра тяжести в отличие от систем с использованием компенсаторов других типов (рис. 2);  
 
0x01 graphic
 
 
- в результате отсутствия боковых участков воздушных камер, обеспечивается меньшее, чем у “стабилизирующего“ (stabilizing) и “регулируемого“ жилетов, гидродинамическое сопротивление движению подводного пловца. Таким образом, пловец затрачивает меньше усилий для плавания под водой;  
- независимая от подвески камера плавучести, полностью заполненная воздухом, не обжимает грудную клетку и не сковывает движений;  
- так как отсутствуют участки воздушных камер в районе груди и пояса водолаза, то появляется возможность установки дополнительного оборудования на элементах подвески.  
Теперь перейдем к весьма спорному вопросу о недостатках компенсаторов со спинной камерой плавучести.  
Во-первых, существует устоявшееся мнение о том, что данный тип компенсаторов не способен обеспечить поддержание пловца на поверхности в оптимальном положении. Чтобы обсудить это мнение, необходимо выяснить: какое же положение на поверхности считается оптимальным. Некоторые полагают, что такое положение обеспечивает только компенсатор плавучести типа “нагрудник“ (horse collar), который достаточно высоко удерживает органы дыхания над поверхностью воды. Но оказывается, что в положении “лежа на спине“, компенсатор с задней камерой плавучести удерживает органы дыхания пловца значительно выше. Причем за счет боковых участков в нижней части камеры (как у Zeagle), подобно внешним корпусам тримарана, компенсатор имеет прекрасную остойчивость на поверхности воды. Поэтому он, обладая качествами устойчивой надводной платформы, наиболее удобен как для отдыха, так и для поддержания на поверхности аварийного водолаза.  
Во-вторых, главным недостатком компенсаторов со спинной камерой считается их свойство опрокидывать всплывшего на поверхность пловца лицом вниз. Конечно, это явление имеет место, но фирма Zeagle сумела решить и эту проблему. В задней части компенсатора имеются так называемые дифферентующие грузовые карманы (trim weight pockets), сила тяжести (вес) которых создает, вместе с силой плавучести, опрокидывающий момент, приводящий пловца, всплывшего на поверхность, в вертикальное положение. Эту же задачу могут решить аналогичные грузовые карманы (back/rear weight pockets) (рис. 3), которые устанавливаются на ремни крепления баллонов.  
 
0x01 graphic
 
 
Сразу же возникает возражение: если пловец находится под водой, то опрокидывающий момент дифферентующих грузов не позволит занять горизонтальное положение для плавания. Данный недостаток сыграл важную роль в рождении новой оригинальной идеи - интегрированной грузовой системы (integrated weight system), преимущества которой будут рассмотрены позже. Заранее подчеркнем, что вышеупомянутая грузовая система полностью уравновешивает опрокидывающий момент дифферентующих грузов и обладает рядом других достоинств.  
И наконец, вследствие вышеназванной причины возникает миф о том, что компенсаторы со спинной камерой плавучести представляют угрозу для жизни тех пловцов, которые всплыли на поверхность в бессознательном состоянии. Так ли это на самом деле - сложно дать однозначный ответ, и это относится к любому компенсатору. Дело в том, что в данном случае основные факторы, влияющие на силу плавучести компенсатора у аварийного водолаза, следующие:  
- состояние воздушной камеры (герметичность, степень заполнения воздухом);  
- исправность всех устройств и деталей компенсатора: выносного пульта управления плавучестью-инфлятора (power inflator), травяще-предохранительных клапанов (exhaust-over pressure valve), ремней системы подвески (harness), грузовой системы и т.п.;  
- сбалансированность грузовой системы;  
- условия окружающей среды: волнение, осадки.  
Теперь рассмотрим устройство и принцип действия отдельных элементов компенсаторов, выпускаемых Zeagle. Усвоив их принцип работы, проще и легче разобраться в сущности и целях конструктивных решений, принятых в современных однотипных моделях других фирм-производителей.  
Все устройства компенсатора работают как единая система с целью обеспечения требуемого значения силы плавучести, остойчивости, удобства и безопасности подводных погружений. Поэтому специалисты фирмы Zeagle называют свои компенсаторы не иначе, как системами управления плавучестью (buoyancy control system). На рынок водолазного снаряжения поступает семь основных моделей таких систем:  
Tech (рис. 4),  
0x01 graphic
 
 
Tech Pac (рис. 5),  
0x01 graphic
 
 
Ranger, Ranger LTD (рис. 6),  
0x01 graphic
 
 
Concept II Pro (рис. 7),  
0x01 graphic
 
 
Stiletto (рис. 8)  
0x01 graphic
 
 
и Escape (рис. 9).  
0x01 graphic
 
 
Первые две модели предназначены преимущественно для пловцов, ориентированных на технические виды погружений. Семейство компенсаторов Ranger и Concept II Pro - наиболее популярные системы, благодаря своей универсальности; Stiletto и Escape, из-за своих небольших размеров и компактности, предпочитают путешествующие водолазы. Имеются также компенсаторы, разработанные для специального использования:  
911 (рис. 10),  
0x01 graphic
 
 
SAR (рис. 11) - передовые конструкции “технических” компенсаторов для поисково-спасательных служб, военных и профессиональных водолазов, а также экстремальных погружений.  
0x01 graphic
 
 
Один из основных элементов системы плавучести Zeagle - воздушная камера, состоящая из внутренней камеры и внешнего защитного чехла. Чехол может быть выполнен как из эластичного (нейлон) или полуэластичного (нейлон, покрытый тканью “packcloth“), так и неэластичного (нейлон высокой плотности типа “ballitic“ или “cordura“) материалов.  
Как известно, сила плавучести зависит от объема погруженных в жидкость тел. Таким образом, погруженный объем воздушной камеры влияет на величину полной силы плавучести подводного пловца. За единицу измерения силы плавучести (подъемной силы) принимают либо ньютон (Н), либо килограмм-силу (кГ): 1 кГ9,8 Н. В иностранной литературе обычно используется единица измерения Lb - Libra (лат.), т.е. фунт (анг.). 1 Lb составляет 0,4535 кГ (0,5 кГ) или 4,5 Н. В дальнейшем силу плавучести компенсаторов (запас плавучести) будем выражать в принятой единице измерения - Н, указывая также соответствующее значение в кГ.  
Эластичный/полуэластичный материал камеры позволяет иметь широкий диапазон объемов и, соответственно, значений силы плавучести для одной и той же камеры. Это свойство обеспечивает наиболее легкое управление силой плавучести на небольших глубинах за счет быстрого наддува/сдува камеры. Но прочность такого материала значительно меньше, чем у неэластичных камер, что ограничивает предельно допустимую величину создаваемой силы плавучести и глубину погружения. Поэтому неэластичные камеры имеют, в основном, компенсаторы плавучести, предназначенные для технических погружений (Tech, Tech Pac, 911, SAR). Число, характеризующее степень эластичности (прочности) материала, выражается в единицах DEN (Degree of Elasticity Number). Чем больше число DEN, тем жестче (менее эластичен) и прочнее материал. Необходимо отметить, что у компенсаторов Zeagle как воздушная камера, так и элементы системы подвески выполнены из однотипной ткани, что обеспечивает равнопрочность всей системе плавучести и равномерное распределение действующих сил, приложенных к ней.  
И наконец, запас плавучести вашего компенсатора обязан обеспечить такую силу плавучести (Q), которая должна быть всегда больше суммарного веса водолаза и его снаряжения (Р). В любой ситуации пловец должен одинаково свободно удерживать заданную глубину (нулевая плавучесть: Q=P), погружаться (отрицательная плавучесть: QP) (рис. 12).  
0x01 graphic
 
 
Для расчета требуемого запаса плавучести необходимо также учитывать уменьшение плавучести неопреновых гидрокостюмов при возрастании глубины погружения (из-за роста гидростатического давления возрастает сила обжатия неопрена, что приводит к уменьшению его толщины, а, соответственно, и объема) и увеличение плавучести, происходящее по мере расходования воздуха из баллонов SCUBA.  
Умение правильно регулировать свою плавучесть и остойчивость при погружениях в различных условиях является важным навыком, так как от него в значительной степени зависит комфортность, и, главное, безопасность пребывания под водой. Для этой цели служат ряд устройств и механизмов, а также грузовая система компенсатора плавучести.  
 
0x01 graphic
 
В первую очередь, это инфлятор (power inflator) - выносной пульт управления плавучестью (рис. 13), соединенный гофрированной трубкой с травящим клапаном в районе левого плеча водолаза. На пульте имеются две кнопки управления: выпускным клапаном инфлятора (exhaust button) и клапаном наддува воздушной камеры (air inlet button). Основной способ стравливания воздуха из камеры плавучести - кратковременное нажатие на кнопку управления выпусным клапаном. Для эффективного удаления воздуха из камеры, кроме плечевого травящего клапана, используют еще один травяще-предохранительный клапан в ее нижней части. Оба клапана приводятся в действие дистанционно с помощью шнура (управляющего фала). Шнур дистанционного управления плечевого клапана проходит внутри гофрированной трубки. Для его срабатывания, достаточно потянуть за пульт управления. Удлинение гофрированной трубки при этом составит не более 1-1,5 см.  
Наддув воздушной камеры выполняется двумя способами. На поверхности для этой цели может служить загубник инфлятора. Находясь под водой, пловец осуществляет наддув камеры воздухом среднего давления с помощью соответствующей кнопки выносного пульта управления плавучестью. Для этого пульт управления соединяется с помощью гибкого шланга с одним из портов ВСД 1-й ступени регулятора. В случае превышения давления в камере плавучести на 0,02-0,05 ати относительно величины абсолютного давления водной среды на данной глубине погружения, происходит автоматическое стравливание избыточного давления с помощью травяще-предохранительного клапана.  
Некоторые компенсаторы Zeagle вместо инфлятора снабжены альтернативным источником дыхания (Octo+ MK II), который пловец может использовать для дыхания в случае выхода из строя основной 2-й ступени регулятора, или оказать помощь аварийному водолазу (рис. 14).  
0x01 graphic
 
 
Отличительной особенностью системы плавучести Zeagle является ее интегрированная грузовая система (integrated weight system).  
Под интегрированностью понимают:  
- во-первых, способность системы к наращиванию груза. С этой целью используют грузовые карманы, удобные и доступные для размещения грузов различной формы и веса. Компенсаторы Zeagle обладают уникальной системой аварийного сброса грузов при помощи вытяжного шнура (Ripcord release system) (аналогичный шнур применяется в парашютной системе). Система Ripcord легко приводится в действие (одной рукой) при любом положении пловца, достаточно вытянуть шнур на 20-25 см, чтобы сбросить груз.  
Во-вторых, интегрированность грузовой системы предполагает равномерное распределение составляющих силы тяжести к погруженным объемам воздушной камеры и подводного пловца. Достигается такая возможность в результате совмещения (объединения) грузовой системы с камерой плавучести. Элементом, воспринимающим и распределяющим противоположно действующие силы плавучести и веса, является основная несущая конструкция компенсатора - жилет (vest) с регулируемыми ремнями подвески и спинкой (back pack) для крепления баллонов дыхательного аппарата.  
Жилет обладает и другими важными качествами:  
- обеспечивает удобство подгонки и широкий выбор размеров для любого телосложения пловца;  
- имеет модульную конструкцию, т.е. состоит из взаимозаменяемых деталей. Данная особенность позволяет конструировать собственную систему плавучести, исходя из условий погружения и характера решаемых задач.  
 
0x01 graphic
 
Вышеперечисленные качества реализуются с помощью системы индивидуальной подгонки PFS (Personal Fit Systems) (рис. 15) и набора жестких спинок (backplate) с двумя вариантами систем подвески - Standard/Deluxe Harness (рис. 16, 17).  
0x01 graphic
 
 
0x01 graphic
 
 
Ярким примером универсальных систем плавучести являются компенсаторы, выполненные из баллистического нейлона - Ranger, Tech, 911, SAR. Они могут использоваться как с одним баллоном, так и с двухбаллонной сборкой. Наряду со стандартной воздушной камерой плавучести, возможна установка двухкамерной сборки: 383 Н x 2 = 766 Н (77 кГ). Для повышения прочности конструкции и устойчивости компенсатора с тяжелым навесным оборудованием предусмотрена установка жесткой спинки с ремнями подвески, которая адаптирована под широкий диапазон камер, грузовых систем и аксессуаров.  
Ремни подвески легко регулируются, являются скомпенсированными по давлению окружающей среды и не требуют дополнительной регулировки при подводном плавании. Ремни имеют быстроразъемные замки, которые позволяют, один раз подогнав размер, в дальнейшем использовать только фиксирующе-регулирующие пряжки. Ремни подвески и жилет имеют различные приспособления (карманы, стальные полукольца D-ring, люверсы), позволяющие закрепить и равномерно распределить нагрузку от дополнительно наращиваемого оборудования: фонари, запасной аккумуляторный блок, баллон с резервным запасом ДГС, вьюшка с ходовым тросом и т.п.  
Компания Zeagle особое внимание уделяет правильной и точной подгонке компенсаторов для любого телосложения пловца, в том числе и для женщин, так как от этого зависит безопасность и комфортность погружения.  
Специально для женщин создан компенсатор плавучести Zena с приталенной частью жилета на молнии и стандартной грузовой системой Ripcord (рис. 18).  
0x01 graphic
 
 
В качестве дополнительных аксессуаров Zeagle предлагает широкий выбор всевозможных устройств и приспособлений:  
- набор инструментов (нож, резаки-ножницы) в подсумке из баллистического нейлона с элементами крепления к плечу или поясу пловца (рис. 19);  
0x01 graphic
 
 
- дополнительные карманы, крепящиеся к различным элементам подвески компенсатора (рис. 20).  
0x01 graphic
 
 
Оригинальная и удобная система крепления различных аксессуаров была реализована в компенсаторе Ranger LTD. Между камерой и жилетом с помощью застежки типа «молния» подвешиваются в своих чехлах самые жизненно важные элементы снаряжения: баллончик Spare Air, Pony-баллон с регулятором, дифферентующие грузовые карманы (рис. 21).  
0x01 graphic
 
 
Чтобы легче ориентироваться в различных моделях компенсаторов, выпускаемых компанией Zeagle, и сделать правильный выбор, мы предлагаем сводную таблицу их основных характеристик, представленную ниже.  
 
Стандарт-ные характе-ристики  
Ranger Junior  
 
Escape  
 
Stiletto  
Zena  
 
Concept II Pro  
 
Ranger  
Ranger LTD  
Tech  
Tech Pac  
Sar/911  
Вес и тип грузовой системы  
11 кГ  
Ripcord  
14 кГ  
Ripcord  
14 кГ  
Ripcord, 9 кГ RMWS  
14 кГ  
Ripcord,  
9 кГ RMWS  
14 кГ  
Ripcord,  
9 кГ  
RMWS  
18 кГ  
Ripcord,  
9 кГ RMWS  
18 кГ  
Ripcord,  
9 кГ RMWS  
18 кГ  
Ripcord,  
9 кГ RMWS  
18 кГ RMWS  
18 кГ  
Ripcord,  
9 кГ RMWS  
Запас плаву-чести  
108 Н/  
11 кГ  
158 Н/  
16 кГ  
LPB  
158 Н/  
16 кГ  
 
108-158 Н/  
11-16 кГ  
198 Н/  
20 кГ  
198 Н/  
20 кГ  
198 Н/  
20 кГ  
293 Н/  
30 кГ  
293 Н/  
30 кГ  
293 Н/  
30 кГ  
Тип материа-ла  
Усилен-ный нейлон  
усилен-ный нейлон Para-Pac/430 DEN  
Нейлон/  
1000 DEN  
Нейлон/  
430 DEN  
усилен-ный нейлон Cordura/  
1000 DEN  
Усилен-ный нейлон Ballistic/  
1050 DEN  
Усилен-ный нейлон Ballistic/  
1050 DEN  
Усилен-ный нейлон Ballistic/  
1050 DEN  
усилен-ный нейлон Ballistic/  
1050 DEN  
усилен-ный нейлон Ballistic/  
1050 DEN  
PFS  
+  
+  
+  
+  
+  
+  
+  
+  
+  
+  
Кол-во баллонов подвес-ной системы  
1  
1  
1  
1  
1  
1 - 2  
1 - 2  
1 - 2  
1 - 2  
1 - 2  
Кольца из нержа-веющей стали типа D-ring  
4  
4  
5  
4  
4  
6  
12  
10  
14  
10  
Регули-руемый широкий пояс  
+  
+  
+  
-  
+  
+  
+  
-  
-  
-  
Нагруд-ный ремень  
+  
+  
+  
-  
+  
+  
+  
+  
+  
+  
Дополни-тельные карманы  
-  
+  
+  
<div style="PADDING-RIGHT: 0mm; PADDING-LE
 
 
 Дайвинг-клуб   Обучение   Дайв-туризм   Места для дайвинга   Снаряжение 
г. Киев, пр-т Вернадского, 32

+38 044 599-66-80, +38 044 423-33-88
Copiright © 2006-2007 Aqualand